Новости

Стеклянная мебель русского классицизма

Стекло издавно привлекала художников и архитекторов. Блеск, прозрачность, глубина цвета окрашенного — это особые свойства стекла. Такова количество и качество стеклянной мебели не было во все мире, которые изготовляли русские мастера. Известные предметы делали на заводах Петербурга. Это было дорогостоящее и трудоемкое производство и осуществлялось по заказу знатных заказчиков.

Великолепным примером служит Стеклярусный кабинет в Ораниенбауме, который создавал А. Ринальди в XVIII веке. Кабинет еще называли Мозаичным покоем. Пол набирался из цветной смальты в технике мозаики, рецептуру разработал М. В. Ломоносов. Была проделана грандиозная работа, но к сожалению стеклянный пол просуществовал недолго, был разбит. Ломоносов организуя производство мозаичных изделий ставил задачу по созданию обстановочных предметов. К сожалению, из-за хрупкости предметов мало что сохранилось.

Цветное и молочное стекло применялось в интерьере Опочивальне, Синем кабинете в Царском Селе. Потолок и стены Синего кабинета облицованы небольшими пластинами из синего и молочно-белого стекла. Дополнялось ломберным столиком и двумя табуретами, где использовалось стекло. Синей кабинет связывают с мастером Г. Г. Кенигом, он работал на потемкинских стеклянных заводах по изготовлению цветного стекла. Екатерина II питала слабость к стеклу, поэтому в Царском Селе было много изделий из этого материала.

Опочивальня в Царском Селе оформляется зеркальными полотнами от пола к потолку. Размещаются высокие колонны из стекла. Появился указ Сената запрещающий привозить стекло из-за границы, так как производство его в России шло высокими темпами.

Обстановочные предметы, безусловно, единичны, по причине происхождения из дворцовых собраний. Императорский стеклянный завод к началу XIX века не имел конкурентов. Произошло повсеместное увлечение хрусталем и богемским стеклом. Художественное стекло стали делать составным. При шлифовании получался многоцветный узор. Техника требовала монументальности, что было свойственно русскому искусству.

Все предметы из стекла меркнут перед подарком Николая I правителю Персии. Было изготовлено парадное ложе из хрусталя, который имел бирюзовый и прозрачный цвет. Создавали ложе несколько лет. Рядом с ложем изготовили вазы-фонтаны из хрусталя. Подарок очень понравился шаху и он заказал для своего наследника большую вазу-фонтан. Этот фонтан стал роковым и не был отослан в Тегеран из-за убийства А.С. Грибоедова и разгрома русского посольства.

Создание предметов из стекла было связано с желанием продемонстрировать виртуозность и оригинальность изделия. Мебельные предметы дразнили световой игрой, создавали иллюзию легкости и парения.