Новости

Мебель эклектики

Эклектика была связана с существующей идеологией XIX века. Стиль стремился демонстрировать изобилие, разнообразие. Эклектика, с греческого eklego — собирать, выбирать. Это сочетание явления, где все новое перемешивается со старым. В состав эклектики входят разные художественные формы. Происходит разрыв содержания. Стилистическое единство утрачено в интерьерах.

Для мебели эклектики характерно: копирование исторических образцов, стилизация и комбинирование в одном предмете разных по стилю мотивов. Такие предметы сложно назвать художественными. Характерны диспропорции форм, перегруженность декором, утрированная парадность. Прежде никогда не было такого количества узкофункциональных предметов. Появляются козетки, диваны со скульптурой и пальмой в центре, подставки, ширмы. Мягкая мебель обретает вычурные формы. Например, кресло «Ротшильд», диван «Визави», с валиком над головой, для интимных бесед. Диван совмещается с тумбами, шкаф с диваном, тумбы с полками, В это время создается диван с валиком и полочками над головой.

Главной проблемой эклектики стала имитация великолепных предметов рукотворной мебели. Создавалась она из дешевых материалов. В эклектике царствует подмена материалов, всюду присутствует имитация, штучные предметы заменяются массовым производством. Дешевые породы дерева окрашивают под дорогие. Черепаховый панцирь заменяют мастикой. Бронзовые детали отливали из гипса, золочение производили золотой бумагой. В связи с этим происходит упадок художественного вкуса.

В каждом доме комнаты обставлялись разными стилями. Переполнялись драпировкой, коврами. Вдоль стен нагромождался фарфор в сервантах. Дополнялось пальмами и картинами. Распространенным обивочным материалом стал бархат темных тонов, с кистями и бахромой. Создавалось впечатление театральности, главным стало демонстрация богатства.

Но, существовал главный двигатель эклектики — это механизированное производство. Расширялся спрос на мебель во всех слоях общества. Мебель при этом становилась не эстетичной. Мебельные мастера делали глубокие сиденья для кресел, покрывали обивку ковровыми покрышками. Балюстрада стала излюбленной темой, а также грандиозные карнизы и огромные цоколи.

Мастера эклектики экспериментировали с темой Востока. Появляются вещи из бамбука, который золотили.

К середине XIX века активизировалось ручное мастерство. Виртуозно выполненные образцы появлялись в основном на выставках и буржуазных апартаментах. Мастера создавали небывалые предметы. К ним относятся шедевры из севрского фарфора, хрусталя, бронзы. Эклектический почерк сказывался в том, что в предмете больше фарфора, а не дерева. Но, вещи оставались перегруженными декоративными элементами.

Диктуют и формируют вкусы потребителя крупные магазины. Например, в Англии магазин «Либерти» торгует восточными предметами.
Создаются комбинированные предметы, такие как шкафы-перегородки. Внешне имитировали фасады кафедральных соборов. Устанавливались встроенные шкафы, они были вместительны и занимали мало места. Появился шкаф-стол, шкаф-кровать.

Шел процесс формирования принципов производства. Разрабатывались художественные темы, расширялись конструктивные возможности. Происходит это в период эклектики. Характерной чертой стала двойственность. Эклектика соответствовала техническому прогрессу, но с историческими аналогами не имела ничего общего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *